Как парились на Руси

В сенях, которые назывались «мовными» или «предмывными», у стен стояли лавки и стол, крытый красным сукном. На него клали «мовную стряпню» - полотняный колпак, который понадобится в парной. На красном сукне лежали простыни, тафтяные или бумажные опахала, чтобы стынуть быстрее после парения.

Разоблачившись в мовной, шли в мыленку. Там, в углу, стояла изразцовая чудо-печь с каменкой, наполненная серым полевым камнем. Вылей в нее ушат воды, вскинется она, шумно задымит паром. От печи до другого угла шел деревянный полок с широкими ступенями. Только поднимались на этот полок не скорым шажком – дух перехватывает, жара, а спускались бегом, с криком радости. В парной не было светло, оконце было слюдяное, мелкое, тафтяной занавеской прикрытое, а двери пестрые, красным сафьяном обитые и зелеными каменьями украшенные.   

В низу лавки для мытья ставились липовые бадейки с холодной и горячей водой. В медных тазах - щелок, чисто моет и хорошо пену сбивает. Вся утварь в царской бане была медной. Квас стоял в туесах не для питья, его плескали на каменку для сладкого духа. Пол был мягкий, как постель. Его покрывали душистым сеном, а после полотном. Отдыхали после парения, конечно, не на полу. В мыленке стояла скамья с подголовниками. В мыленке у царя Алексея Михайловича устилали такую скамью постелью из лебяжьего и гусиного пуха в желтой клеенчато-матерчатой, чтоб не мокла, наволочке.

Мылись и днем, и по вечерам. Если к вечеру, то опускали на окна красные суконные занавески. Вносили слюдяные фонари - далеко не видать, а все-таки видно. Вода мыльная из моечной сходила по желобу. Во время отдыха царя ублажали музыкой. Известно, что перед свадьбой царя Михаила Федоровича парили и мыли, одновременно услаждая музыкой. Царскую семью обслуживала специальная музыкальная группа. Были здесь и балалаечники, ложкари, дудари. А по выходу из мыленки он «пир пировал, ествы приказные боярам подавал». С XV века царские пиры приобретают характер официальных приемов. Пышность таких пиров должна была подчеркивать величие и могущество русского государства.

На первый взгляд, на пиру в бане собирались одни обжоры. Ничего подобного, порции рассчитывались на два человека, и на одного приходилась нормальная раскладка, просто блюд было много.

Из напитков применяли меды (хмельные напитки из разведенного меда с пряностями), пиво ячневое, просяное, житное, квасы, щи (более острые квасы), рассолы (огуречные, капустные, сливовые, брусничные и другие) цедили и заправляли по вкусу и называли «ставлеными рассолами». Распространенный сбитень употреблялся, но таковым его называли гораздо позже. Сбитень - от слова «сбитый», как описывается в «Домострое», готовили так: «…в мешочках мускат, гвоздику, благовонные зелья, в печи жаренные, в горячий мед положить…».

Пьянство на Руси осуждалось, говорилось, что «пьяный муж дурен, а жена пьяна и в миру не пригожа». «Стоглавый собор» 1561 года, вынужден был вынести специальное постановление: «Такое ж и по монастырям общим и особь сущим пьянственного пития сиречь хмельного вина горячего не держати и не питии, а держати и питии святителям и по всем монастырям и священникам и дьяконам, и инокам, и игуменьям, и старцам житные и медовые всякие квасы по своим обиходам, а фрежские вина где обретутся, да иное пьянственное питие всем вконец отречено быть. Про таких держать квасы сладкие и черствые и выкислые кто какова требует и яства тако же».

Царские мыленки, хоть и не ьыли богаты с виду, но требовали много расходов. Царскую баню содержали крестьяне. Например, за один только 1699 год туда свезли с подмосковных лугов шестнадцать мерных копен душистого сена с полукопной. Все подмосковные волости по оброку поставляли веники для царской мыльни. Везли свежие и сушеные веники из Гжели, Раменок. Всего 3010 веников в год. Вот так парились!

Парение и мытье в бане перед свадьбой выражало чистоту брачного ложа и чистоплотность. Лечь спать на ржаных снопах – прибыток в доме, а сидение на мехах – к богатству в семье. Вообще обычай, связанный с мехами, уходит корнями к норманнам. Меха – куница и соболь – в свадебных обычаях отголосок, памятник норманнских налогов. Из истории припомним, что в России до введения металлической монеты предметом денежного эквивалента были меха. Отсюда возникшие слова: куна, пол-куны – полушка, мелкая медная монета.

Простой люд парился «по-черному». Крестьянские бани состояли из одного помещения и отапливались дымом, который выходил наружу через отверстие в потолке. Дворяне парились «по-белому». Бани были попросторнее, имели предбанник и комнаты для отдыха, и соответственно, печи для бань имели дымоход, что делало банные процедуры приятными и комфортными. Убранство бань дворянских было намного богаче, чем бани самых зажиточных крестьян.
Не один путешественник, побывавший на Руси, брался за перо, желая передать словами удивительный обычай русских париться. Араб Ибн Даста, путешествуя по Руси в X в., отмечал в своих записках, что русские очень любят париться в бане и валяться в снегу или купаться в проруби, что в деревнях бани представляют собой землянки, которые используются и как жилища. Возможно, это свидетельство наряду с описанием в "Повести временных лет" - первые письменные упоминания о русской бане.

Позже о русской бане писали многие чужестранцы - с удивлением, но, как правило, и с уважением. Немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий в XVII в. и камер-юнкер Берхольц, находившийся при дворе Петра I, купец из Бельгии Оливье Брюнель и испанский врач Антонио Нуньес Риберо Санчес, служивший при дворе императрицы Елизаветы Петровны, -  все они не обошли молчанием русскую баню. Описания эти в основном похожи. 

Побывав в 30-е годы XVII столетия в одной из бань Астрахани, Адам Олеарий так описал свои впечатления: "Русские могут выносить чрезвычайный жар и в бане, ложась на полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог выносить, затем, когда от такого жару они сделаются все красные и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают из нее голые, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, а зимой, выскочив из бани, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят в жаркую баню".

Общественные бани для горожан принадлежали частным лицам. Это были одноэтажные постройки, обычно на берегу реки. Отапливались они, как и деревенские бани, дровами. В них было три помещения: раздевальное, мыльное и парное.

На Руси в баню ходили все. В летописях XI-XII веков уже упоминается водопровод, построенный для "Ярославова дворища". Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или Неглинной, за ней надо было спускаться с высокого холма. Позднее, а именно в начале XVI века по приказу Ивана Калиты проложили от реки в глубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили куда нужно.

При постройке Кремля из кирпича в башнях стали устраивать тайники-водопроводы. Такие тайники были построены под Свибловой башней (позднее она даже стала называться Водовзводной) и под Собакиной, ныне Арсенальной.

В XVIII веке был построен новый, более современный водопровод. Вода самотеком поступала по специальной галерее в колодец, находившийся в подвале Свибловой башни. При помощи конного привода, построенного часовым мастером Христофором Головеем, вода подавалась в бак на башне, по свинцовым трубам проводилась в резервуар, а оттуда поступала в царские бани.

О любви русского народа к бане свидетельствуют многие исторические факты, литературные произведения и труды ученых. Так, историк П. И. Страхов в одной из книг описал обычаи русских царей, которые, встречая иноземных послов и гостей, вначале приглашали их в баню.

Но в баню звали и недругов. Княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство мужа, князя Игоря, таким образом: "Пришедшим древлянам приказала Ольга приготовить баню, говоря им: "Вымывшись, придите ко мне!". И разожгли баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться, и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и сгорели все..."

Известный русский историк Н. И. Костомаров пишет, что баня у русских была первой потребностью - как в чистоте, так и в своего рода наслаждении, самым главным лекарством от всех болезней: "Коль скоро русский почувствует себя нездоровым, тотчас... идет в баню париться".

Вспомним великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Он был больным и хилым ребенком и только благодаря физическим упражнениям и закаливанию вырос крепким и выносливым. А. В. Суворов своим личным примером воздействовал на русских воинов. До преклонного возраста легендарный полководец сохранил неукротимую энергию, жизнерадостность, творческую работоспособность. В записках о нем в одном из номеров журнала "Замечатель" за 1842 году написано следующее: "В бане Суворов выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер десять холодной воды..." Суворов всегда говорил своим солдатам: "Военный человек должен любить сильный мороз и сильный жар, засуху и проливной дождь".

На Руси без бани не обходилось ни одно торжество. Накануне свадьбы после "утренника" невеста приглашала подруг пойти с ней в "жарку банюшку", которая уже была натоплена. В баню же шли и молодожены на следующий день после свадьбы - таков был обряд.

 

Бирюков А. А.: Баня и массаж. 2-е изд. 1996г.

174306 сентября
7
КОММЕНТАРИИ
Андрей Д. 08.09.2017 14:29
Давно увлекаюсь традицией Руси и о банях ведoмо мне. Но эта статья - Очень удачная. Благодарю
Виктор Ковалев 14.09.2017 18:22
А Европа говорят не парилась и не мылась
МультиВход
ДРУГИЕ НОВОСТИ

Сайт «Охота, рыбалка и туризм» - Омский региональный информационный интернет-портал. В рамках портала освещаются такие рубрики как, Во всеоружии, официально, хвост пистолетом, рыболову, охотнику, гости, транспорт, спорт, объявления, байки, охотугодия Омской области, красная книга Омской области, законы, полезные карты, трофеи, котелок, вопрос ответ, лунный календарь.  Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами принадлежат ООО «ТРОФЕЙ» (сайт журнала «Охота, рыбалка и туризм»). При размещении информации с сайта в других источниках, включая цитирование отдельных абзацев материала,  гиперссылка на сайт (www.ort-omsk.ru) обязательна. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
 

Журнал «Охота, рыбалка  и туризм» зарегистрирован  Управлением Федеральной службы по надзору   в сфере связи и массовых коммуникаций по Омской области. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 55-00040

Главный редактор:  Трофимов С.В.

Администратор и дизайнер сайта: Колдунова А.Р.

Редакция сайта: 644043, ул. Кемеровская, 10, 211 офис; 2 этаж

Дирекция: 8 951-420-69-29  konstantin0801@yandex.ru

Отдел рекалмы:   8(3812) 344-698   ort-omsk.ru@yandex.ru

Ответственность за содержание рекламных материалов несет рекламодатель.