Баня – дело царское

По описанию древнегреческого историка Геродота, бани скифских племен напоминали юрты. Связанные верхними концами наклонные жерди обтягивали шерстяным войлоком. Посередине ставили котел с водой и в него бросали раскаленные камни.

Слово «баня» в письменных источниках встречается с XI века. Другие названия: мыльня, мыленка, мовница.

Вот что сказано от имени посетившего в первом веке место будущего Киева апостола Андрея Первозванного в «Повести временных лет» про славянские бани:

«Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда (в Рим). Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись…

А вот размышления из 19-го века: «В бане, где все люди раздеты и, как правило, не имеют знаков различия, устанавливаются характерные краткосрочные взаимоотношения. Постепенное воздействие на тело повышенной температуры и влажности приводит к торможению процессов вербального общения, погружает в состояние наблюдения за своими ощущениями, вызывает чувства признательности к соседствующим».

Если история отвечает на вопрос «как это было?», то этнография спрашивает: «почему было именно так?» Лично мне любопытнее второе. Приведенные выше цитаты из разных источников  дают нам понять истинное назначение и сам дух царской русской бани. Кроме разницы древесины, температуры и влажности, есть еще одно важное отличие – сама принципиальная идея – а зачем все это было нужно? Давайте порассуждаем.

Пьянство в те древние времена не приветствовалось. Хотя из тех же и других древних первоисточнков мы знаем, что наши предки все-таки выпивали по чуть-чуть – и вин заморских, и собственных настоек да бальзамов. Вот только «бухать» в современном понимании было не просто неприличным, а признаком низкого происхождения рода. Пьянствовали только смерды да чернь.

И крепкие настойки, и бальзамы использовали больше наружно – для лечения ран. А  хорошая правильная баня давала не просто расслабление, а еще и опьяняющее наслаждение жизнью. Причем лично мной и многими другими замечено: чем меньше пьешь, тем больше и глубже «кайфуешь», собственно, от самой бани. И еще больше получаешь удовольствия после нее.

Такого эффекта не даст ни один наркотик – ощущение не обусловленной ни чем яркой радости жизни и наслаждение каждым вдохом при абсолютно чистом и спокойном уме. Стоит немного принять на грудь, как все тут же пропадает, и «темные мысли и думы неясные голову полнят мою, и не уйду я от них от ужасных, все я на месте стою….»

У бани было и другое предназначение – психологическое. Царю было важно доподлинно и истинно знать: кто из себя что представляет из его ближайшего окружения, на кого можно положиться в трудную минуту, кто себя как поведет. А в бане все без регалий и доспехов, все расслабленные, и сами банные процедуры в русской традиции помогают разглядеть суть человека. Когда люди напиваются для таких же целей – якобы чтобы ближе узнать друг друга, то чистому восприятию всегда мешает та же самая мутная дурь – не даром ее синькой называют. Во время русского ядреного парения видно сразу силу духа человека, видно терпимость. В общем, баня  действует как детектор лжи – все, что в нутрии у человека, обязательно наружу вылезет. 

Продолжение в следуюет...
 

Вячеслав Васюхин       

78412 сентября
5
КОММЕНТАРИИ
ДРУГИЕ НОВОСТИ

Сайт «Охота, рыбалка и туризм» - Омский региональный информационный интернет-портал. В рамках портала освещаются такие рубрики как, Во всеоружии, официально, хвост пистолетом, рыболову, охотнику, гости, транспорт, спорт, объявления, байки, охотугодия Омской области, красная книга Омской области, законы, полезные карты, трофеи, котелок, вопрос ответ, лунный календарь.  Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами принадлежат ООО «ТРОФЕЙ» (сайт журнала «Охота, рыбалка и туризм»). При размещении информации с сайта в других источниках, включая цитирование отдельных абзацев материала,  гиперссылка на сайт (www.ort-omsk.ru) обязательна. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
 

Журнал «Охота, рыбалка  и туризм» зарегистрирован  Управлением Федеральной службы по надзору   в сфере связи и массовых коммуникаций по Омской области. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 55-00040

Главный редактор:  Трофимов С.В.

Администратор и дизайнер сайта: Колдунова А.Р.

Редакция сайта: 644043, ул. Кемеровская, 10, 211 офис; 2 этаж

Дирекция: 8 951-420-69-29  konstantin0801@yandex.ru

Отдел рекалмы:   8(3812) 344-698   ort-omsk.ru@yandex.ru

Ответственность за содержание рекламных материалов несет рекламодатель.